Здравствуйте, дорогие пятиклассники. Вы уже соскучились за школой?
А за уроками русского языка? И хоть я вас не слышу, но хочется надеяться на
ваши положительные ответы. Сегодня вам понадобится тетрадь и учебник по
русскому языку.
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел вам, и тогда
Будем грамотны всегда.
Запишите число.
Любите
ли вы сказки? Предлагаю вашему вниманию сказку о русском языке.
В
некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные.
Дружно живут все согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей
работой не справиться. Вот и стараются они не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.
1.А
какие шипящие согласные вы знаете?
2.Что мы ещё о них знаем
-
С буквами Ы,Э,Ю,Я шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними
буквам О и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и
они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова
с шипящими и буквами О и Ё.
-
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
О
правописании букв О и Ё после шипящих.
Работа с таблицей
Буквы ё и о после шипящих в корне
Шёпот - шепчет |
шорох |
Жёрнов - жернова |
шок |
–Посмотрите на таблицу. Прочитайте данные в ней слова.
– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих.
Вы правильно сформулировали
правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник на стр. 164.
Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет.
Закрепление.
Шелковистый- шёлк, желудёвый- жёлудь, щека- щёки, челнок-чёлн,
желтизна -жёлтый, щелчок- щёлкать. щеголять- щёголь, чернеть- чёрный, вычеркнуть-
чёркать, дешевизна- дешёвый.
-
Что мы должны знать и уметь, чтобы пользоваться правилом? (Пользоваться
алгоритмом)
-
Прежде, чем выполнять тестовое задание, давайте выведем алгоритм ваших действий.
-
Какой «сигнал» подсказывает нам, что в слове орфограмма? (Шипящая
буква)
-
Что нужно сделать в первую очередь? (Определить часть слова)
-
От чего зависит выбор орфограммы? ( От проверочного слова и ударения)
-
Какой следующий шаг ваших действий? ( Если орфограмма в корне, надо
подобрать однокоренное слово с Е.Можно подобрать такое слово- пишем Ё, нельзя-
пишем О)
1.
Где корень?
2.
Где орфограмма?
3.
Можно ли изменить звук [о]?
4.Если
можно – пишем ё,
5.Если
нельзя – пишем – о.
Отгадайте загадки, запишите
отгадки (это будут слова на изучаемую нами сегодня орфограмму)
К одежде за
воротничок
Пришили этот
колпачок.
Очень эта речь тиха,
Прямо скажем, чуть слышна.
На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке –
Породы ежовой.
Вновь упала на глаза
Не корова, не коза,
Не сосна, не ёлка,
А моя же…
Я у деда был в саду.
Дед мне дал орех в меду.
- Видишь, ульи там и тут?
Новосёлы в них живут!
А пронзают, будто ток,
Сделав на руке ожог.
- Кто же эти новосёлы?
Дедушка ответил:
-
Это платье не из ситца –
Модницам в него рядиться!
Что за ткань, возьми ты в
толк,
Щеголихи любят…
На поляне дуб могуч.
Ветви достают до туч,
Летом разрастётся он –
Тень лежит со всех сторон.
Дуб велик, плод мал, как
ноготь.
Называется он …
- Ребята в нашем языке есть слова иноязычного происхождения. В этих словах гласная после шипящей находится в безударной позиции. Нужно запомнить правописание таких слов. Они пишутся с гласной О после шипящей: шоссе, шофёр, шоколад, жокей, жонглёр.
Прочитайте шуточный текст.
Автомобиль движется по шоссе. За рулем опытный шофер. С ним рядом в жёлтой машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей говорил шёпотом с лошадью, а Жора ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на чёрных шортах.
Словарная работа.
- Скажите, были ли в рассказе незнакомые вам слова? Какие?
Чопорный- чрезмерно строгий в поведении, в обращении.
Шоу- яркое развлекательное представление, развлекательная программа.
Жокей- профессиональный наездник.
Челнок- в ткацком станке, швейной машине: овальная колодка с накрученной
нитью внутри.
Щеголять- выставлять что-нибудь напоказ (например, одежду).
Щёголь- человек, любящий наряжаться.
Жернов- мельничный каменный круг для размола зёрен в муку.
Анчоус- мелкая морская рыба.
Мажорный- 1)музыкальный аккорд в музыке; 2)весёлый, бодрый.
Шоры- в упряжи: боковые щитки на уровне глаз животного, не дающие
глядеть в стороны.
Шорник- специалист по шорным изготовлениям.
Шомпол- стержень для чистки канала в ручном огнестрельном оружии.
Пижон- пустой молодой человек, щёголь.
Жонглёр – цирковой артист, занимающийся жонглированием
Крюшон - прохладительный фруктовый напиток.
А сейчас проверим, как вы усвоили правило. Выполните
тест, ответы пришлите в гугл класс или вайбер (сфотографируйте тетрадку)
Выучите
правило на с.114 и опорный конспект в
тетради.
Тест «Буквы О и Ё после
шипящих в корне»
1.
В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1)
ш...рох 2) ш...в 3) ч...рствый 4) пиж...н
2.
В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1)
ч...рточка 2) ш…колад 3) щ...лка 4) ч...тное число
3.
В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1)
анч...ус 2) пош...л 3) деш...вый 4) поч...тный
4.
В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1)
ш...рты 2) ш...фёрский 3) пш...нка 4) капюш...н
5.
В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1)
ш...кировать 2) ж...нглировать 3) прищ...лкивать 4) ч...кнулся
6.
В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1)
подсч...т голосов 2) ш...рник 3) молодож...ны 4) реш...тка
7.
В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1)
ч...рствый 2) зач...т 3) ш...ссе 4) расч...ска
8.
В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1)
выч...ркивать 2) поч...тный 3) отч...тливый 4) ш...тландский
9.
В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1)
крыж...вник 2) ж…нглёр 3) ч...порный 4) пощ...чина
10.
В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1)
ж...рнов 2) ш...мпол 3) ш...у 4) ж…лудь
Проверь себя.
1. Ж,Ш,Ч,Щ
2.
Ж и Ш- всегда твёрдые, Ч и Щ- всегда мягкие
Ответы на загадки.
Капюшон, шёпот, крыжовник,
чёлка, пчёлы, шёлк, жёлудь.
Домашняя работа.
Посмотрите видеоурок.
https://www.youtube.com/watch?v=Kf4F0T-MNso
Выучить правило на с.114.
Будьте здоровы!
Завдання для 5-А
1. Посмотрите видеоурок.https://www.youtube.com/watch?v=YJRZJ40jbo8
2. Опишите ваше любимое домашнее животное. Можете написать(напечатать) сочинение на листе А-4, добавить иллюстрацию(фото, рисунок).
Немає коментарів:
Дописати коментар